«Статья Генерального консула Республики Казахстан в Санкт-Петербурге Кеншимова Ж.К.»

Ежегодно в Генеральное консульство Республики Казахстан в Санкт-Петербурге обращаются около 3 тысяч граждан, из них около 200 граждан РК по вопросам документирования национальными паспортами, по консульскому учету около 500, по истребованию документов порядка 150, по утере паспортов – свыше 40, по утрате гражданства обрабатывается свыше 100 заявлений. Кроме этого производятся и другие консульские действия — продление срока действия паспортов, вписание в паспорт сведений о детях, апостилирование документов, рассмотрение вопросов гражданства, нотариальное удостоверение доверенностей, выдача свидетельств ЗАГС и различного рода справок.
Имеются отлаженные связи и взаимодействие с местными органами власти в субъектах Северо-Западного Федерального Округа Российской Федерации. В частности, Генконсульство совместно с Правительством Калининградской области на протяжении пяти лет ежеквартально организовывает выезды консульского сотрудника в Калининград для приема граждан РК и решения их проблем. Многие граждане, проживающие в этом анклаве, ввиду отсутствия финансовых средств, не имеют возможности выезда в Санкт-Петербург (по некоторым данным на территории области проживает около 200 тыс. выходцев из Казахстана). В этих целях Правительство Калининградской области выделило помещение, которое оборудовано необходимой оргтехникой, включая компьютер, факс и копировальный аппарат. Заранее через средства массовой информации и телевещания граждан информируют о предстоящем приеме. И как Очевидно, что такая форма взаимодействия дает положительные результаты.
Необходимо отметить, что есть определенная категория граждан, можно сказать «проблемная группа риска», имеющая паспорта бывшего СССР образца 1974 года, которыеая своевременно не произвелиа обмен и до сих пор проживаюет на территории России без регистрации, действительных документов, инекоторые – без определенного места жительства. И такие случаи имеют место, в особенности в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях.
Бывают ситуации, когда на руках у граждан отсутствуют какие-либо документы, удостоверяющие личность по причинам их кражи, утери в общественных местах, утрате при пожарах и т.д. При этом идентификация личности и восстановление документов затягивается на длительное время, а иногда и на годы. В некоторых случаях граждане находятся на территории России без регистрации на протяжении нескольких лет, и эчто создает дополнительные трудности им подля их легальномуго проживаниюя. В то же время Вих возвращение в Казахстан невозможно из-за отсутствия документов и условий, т.к. (все связи с Казахстаном утеряачены). Процедуры сами по себе специфические и требуют определенных усилий и индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
В последнее время имеют случаи приобретения гражданства РФ гражданами РК в нарушении установленного порядка. Зачастую граждане пользуются услугами посреднических фирм, предлагающих оформление в ускоренном порядке. Однако такие факты устанавливаются органами ФМС России и у граждан возникают определенные сложности.

Указанная выше проблематика и примерная статистика по выполняемым объемам в разрезе консульских действий наблюдается в консульствах РК в гг. Астрахань и Омске. В консульский отдел Посольства РК в Москве обращений и ходатайств граждан РК поступает в несколько раз больше. и имеет предпосылки к увеличению.
Несмотря на общемировую тенденцию по ужесточению иммиграционных правил, Казахстан и Россия оставляют в действии упрощенную процедуру принятия гражданства и перемещедвижения людейграждан на территории сторон. В Ддвусторонниех связиотношениях между Казахстаном и Россией в консульской сфере между Казахстаном и Россией базируются на определеннойимеется солидная договорно-правовойая базеа. И как в любом деле имеются свои особенности, и считаем целесообразным выделить некоторые Возникающие в ходе выполнения договоров проблемы, которые необходимо обсуждаются и решатьются на регулярных консультациях руководителей консульских департаментов внешнеполитических ведомств Казахстана и России.
Так, Вв соответствии с Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам компетентные органы вправе самостоятельно направлять соответствующие запросы Основными формами международной правовой помощи являются поручения о вручении судебных документов и проведении отдельных процессуальных действий и ходатайств о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда. Сюда также входит истребование документов ЗАГС, наследственных дел и материалов по ним, а так же иных международных правовых запросов (справки о заработной плате и т.д.). Эта конвенция предоставляет право прямого обращения в компетентные органы с целью решения проблем такого характера. Поэтому В связи с чем граждане сторон должны более полнее использовать такие возможности и свои права.

В соответствии со статьей 5 указанной Конвенции, компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, минуя дипломатические каналы. Данная статья позволяет значительно сократить временные затраты и оперативно исполнять запросы сторон, максимально разгрузив дипломатические учреждения двух стран, фактически являющихся передаточными звеньями.
Со времени подписания Минской Конвенции в Республике Казахстан и Российской Федерации произошли некоторые изменения как административно-территориального характера (на уровне государств), так и кадрово-структурные (на уровне государственных органов), изменились почтовые адреса и контактная информация (телефон, факс и т.п.). Практика работы с местными государственными органами РК и РФ показывает, что о существовании Минской конвенции знают далеко не все сотрудники госорганов двух стран.
Это является, причиной значительного роста в последние годы запросов по истребованию различных документов, касающихся прав и интересов граждан, а также юридических лиц сторон в ДКС МИД РК и консульские учреждения РК в РФ со стороны государственных и негосударственных органов, как России, так и Казахстана, по вопросам истребования различных документов, касающихся прав и интересов граждан, а также юридических лиц сторон. Такоеая же положениеситуация с выполнением Минской конц\венции отмечается и российскими коллегами во взаимоотношениях между российскими госорганами.
В этой связи двусторонние консультации по консулько-правовым вопросам между МИД РК и МИД РФ, ставшие уже традиционными, являются полезными и позволяют снимать накопившиеся вопросы в целях защиты прав и интересов граждан наших стран.